Alexey Krichun (ale_xy) wrote in tvoiprava,
Alexey Krichun
ale_xy
tvoiprava

Category:

Миграционный учёт иностранцев в палатках и нарушение сроков ответа ФМС

Некоторое время назад мы отправили от имени hike.ru запрос в Федеральную миграционную службу на тему ненужности регистрации (миграционного учёта, точнее) иностранцев, проживающих в палатках и прочих аналогичных местах.
Однако, пока ФМС упорно молчит и отвечать не желает.
По этому поводу была отправлена жалоба в Генпрокуратуру.


Исх. № 03-07 от 19.09.2007

Начальнику Федеральной миграционной службы
Российской Федерации
Ромодановскому Константину Олеговичу
107078, Москва, Боярский пер., д. 4

Запрос

Редакция новостного портала «HIKE.RU – Мой автостоп» благодарит Федеральную миграционную службу Российской Федерации за своевременные и четкие разъяснения, предоставленные на наши предыдущие запросы, и надеется на дальнейшее сотрудничество.

15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации №109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также принято Постановление Правительства РФ №9, утверждающее правила осуществления миграционного учёта. К сожалению, отдельные аспекты процедуры миграционного учёта описаны в этих документах недостаточно чётко, что допускает различное толкование и, вследствие этого, приводит к конфликтным ситуациям с участием иностранных граждан, принимающих их граждан РФ, представителей органов государственной власти и различных служб. Во избежание таких ситуаций, а также в связи со стремлением к безукоснительному соблюдению действующего законодательства РФ, что невозможно без правильного понимания его положений, просим уточнить некоторые аспекты процедуры миграционного учёта иностранных граждан при их нахождении на территории РФ.

В Редакцию регулярно обращаются иностранные граждане и принимающие их граждане РФ с просьбой разъяснить процедуру постановки на миграционный учёт и снятия с него при осуществлении самостоятельного пешего похода по ненаселенной местности на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона №109-ФЗ, «временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учёту по месту пребывания», при этом такие граждане подлежат учёту «по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания» (пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона). Пункт 4 ч. 1 ст. 2 указанного Закона содержит определение понятия «место пребывания» – «жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Из текста Закона ясно, что под местом пребывания Закон имеет в виду некие стационарные объекты, имеющие постоянный адрес, по которому проживающего там иностранного гражданина можно обнаружить. В частности, как указано в п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона, учёт по месту пребывания является «фиксацией... сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания». Также, Постановление Правительства РФ №9 от 15 января 2007 года, определяющее правила постановки на миграционный учёт, предусматривает в уведомлении о прибытии иностранного гражданина указание на точный адрес места пребывания.

При этом очевидно, что, прилетев на самолёте в Россию и на следующий же день начав маршрут по ненаселённой местности, передвигаясь изо дня в день на новое место, ночуя в палатке, иностранный гражданин не будет постоянно находиться ни в одном из описанных мест пребывания, имеющих постоянный адрес, у него вообще не будет постоянного места пребывания на территории Российской Федерации, имеющего сколь-либо определённый, идентифицирующий это место адрес, по которому его можно было бы поставить на миграционный учёт. Палатка же не может являться «местом пребывания» в терминах Закона, так как не является «помещением, учреждением или организацей», не имеет постоянного адреса, что подтверждается также известными нам случаями отказов подразделений Федеральной миграционной службы поставить на миграционный учёт иностранцев в палатке.

С учётом изложенного можно сделать вывод о том, что иностранец, совершающий поход по ненаселённой местности и проживающий в палатке, не подлежит миграционному учёту в порядке, предусмотренном Законом №109-ФЗ «О миграционном учёте…», т.к. отсутствует одно из условий постановки на миграционный учёт – наличие места пребывания. Таким образом, по нашему мнению, при проживании в палатке без постановки на миграционный учёт такой иностранец не нарушает порядок миграционного учёта на территории РФ и не подлежит административному наказанию. Дополнительно отметим, что указанный Закон не обязывает иностранца иметь место пребывания.

В связи с вышеизложенным и в порядке, предусмотренном Положением о Федеральной миграционной службе от 19 июля 2004 года, просим:

1. В случае согласия с приведёнными аргументами и выводами, официально подтвердить отсутствие у иностранных граждан, осуществляющих самостоятельный поход по территории РФ с постоянной сменой места нахождения и останавливающихся в палатке, обязанности по постановке на миграционный учёт.

2. Указать, что может являться доказательством совершения такого похода (например, транспортные билеты, фотографии).

3. В случае несогласия с приведёнными аргументами и выводами, просим разъяснить порядок постановки данной категории иностранных граждан на миграционный учёт, принимая во внимание то, что учёт в жилых помещениях, принадлежащих гражданам РФ, и гостиницах невозможен ввиду отсутствия факта проживания в них.

Одновременно просим уточнить правильность понимания нами положений п.2 ч.2 статьи 20 Закона, требующей постановку иностранного гражданина на миграционный учёт «по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания», в отношении иностранных граждан, пребывающих в жилых помещениях (например, в квартирах). По смыслу данного положения, иностранный гражданин не подлежит постановке на миграционный учёт в том случае, если он проводит в данном месте пребывания не более 3 рабочих дней подряд. Соответственно, иностранные граждане, путешествующие по РФ и пребывающие в каждом месте пребывания (кроме гостиниц) не более трех рабочих дней подряд, вообще не подлежат постановке на миграционный учёт на территории РФ, поскольку по Закону не подлежат миграционному учёту ни по одному из мест пребывания.
Просим официально подтвердить данную аргументацию, равно как и то, что такие граждане (и принимающие их граждане РФ) не подлежат административному преследованию за непостановку их на миграционный учёт. В случае несогласия с приведенными аргументами просим указать на положения Закона №109-ФЗ, предусматривающие постановку таких граждан на миграционный учёт до истечения срока, указанного в п.2 ч. 2 статьи 20.
Просим ответить письменно в установленные законодательством сроки.
Заранее благодарим за сотрудничество.

С уважением,
Кричун Алексей Юрьевич
HIKE.RU – Мой автостоп
Заместитель Главного редактора

Адрес для корреспонденции:
****

Исх. № 01-08 от 11.01.2008

 Жалоба на неправомерные действия должностных лиц,
связанные с нарушением порядка работы с обращениями граждан


19 сентября 2007 года мной было направлено обращение на имя начальника Федеральной миграционной службы (исх. № 03-07, копия прилагается) с просьбой о разъяснении некоторых моментов миграционного законодательства. Обращение было вручено 03 октября 2007 года (копия уведомления о вручении прилагается).
На 11 января 2008 года ответ на обращение не получен, уведомлений о продлении сроков рассмотрения обращения также не получено.
Таким образом, начальником Федеральной миграционной службы было нарушено положение ст. 12 Федерального Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устанавливающей, что письменные обращения, поступившие в государственный орган, рассматриваются «в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения».
Также было нарушено моё право на обращение в государственные ограны, гарантированное ст. 33 Конституции РФ.

В связи с вышеизложенным, прошу:
1. Провести проверку по фактам, изложенным в настоящей жалобе, проверку правомерности и законности решений и действий (бездействия) должностных лиц, установить виновных должностных лиц.
2. Внести должностным лицам Федеральной миграционной службы представление об устранении нарушений закона и об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина.
3. О принятых мерах сообщить мне письменно в установленные сроки.

С уважением,
Кричун Алексей Юрьевич
HIKE.RU – Мой автостоп
Заместитель Главного редактора

11 января 2008 г.

Адрес для корреспонденции:
***

Приложения:
- Обращение на имя начальника Федеральной миграционной службы (исх. № 03-07, копия, на 3 листах);
- Уведомление о вручении обращения начальнику Федеральной миграционной службы (копия).



Жалоба в Генпрокуратуру вручена 17 января 2008 г.
Ждём продолжения!
Tags: Дело # 5, Порядок рассмотрения обращений, Прокуратура, ФМС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments