ალექსეი ლაევსკი (laew) wrote in tvoiprava,
ალექსეი ლაევსკი
laew
tvoiprava

Category:

Общественный транспорт: оплата проезда и сдача

Отвечаю на вопросы, заданные umagle в этом посте. Ответ объемный, поэтому выношу в отдельный пост. Дискуссия приветствуется.


Действительно, какой-либо обязанности покупателя (приобретателя услуг) разменять наличные деньги в городском транспорте или в каком-либо другом месте не предусмотрено. В ст. 30 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 прямо сказано:
«Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации».


> На это мне ответили "Хорошо, я приму у Вас 5 тыс, но сдачи не дам, т.к. у меня её нет. Воровством это не является, т.к. Вы сами протягиваете мне 5 тыс".

Разумеется, это незаконно. Пп. «а» п. 20 Положения «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2005 № 359: «при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель) <…> называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно».


> "Сейчас я Вам сдачи не дам, приезжайте потом в парк забрать её, я могу написать Вам расписку".

Теоретически, конечно, с вашего согласия можно заключить договор перевозки на таких условиях, но в случае с публичным договором это противоречит обычаям делового оборота и порядку расчетов, установленному вышеприведенным Положением. Но в общем, такого не бывает, поэтому далее анализировать эту ситуацию не стану.


> Какие правовые акты регулируют вопросы, связанные со сдачей? Возложена ли на кондуктора обязанность её иметь и выдавать своевременно? Есть ли срок, в течении которого она должна быть отдана? (К примеру, кондуктор соглашается дать мне сдачу, но как только она у него появится, т.е. я не смогу выйти когда мне надо, а буду ехать с ним хоть до конца, пока у него не появится нужная сумма). Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

См. вышеуказанное Положение. По смыслу этого Положения сдача должна быть отдана немедленно.


> Является ли также незаконным задержание пассажира, пока кондуктор считает правильность суммы, если она выдана множеством мелких монет?

Никакого задержания тут нет. Исходя из требований Положения (пп. «а» п. 20) кондуктор «получает от клиента денежные средства; называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента». Кондуктор обязан пересчитать полученные деньги. Если монеты мелкие, ему, разумеется, потребуется на это какое-то разумное время. Так что никаких нарушений ваших прав в этом случае нет. Расплатились 5-копеечными монетами, стойте и ждите, пока кондуктор их пересчитает.


> Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

Неправомочны, нарушают порядок расчетов, предусмотренный в Положении.
Прямо обязанность транспортного предприятия обеспечить кондуктора разменными деньгами не предусмотрена, однако она вытекает из обязанности дать сдачу.


> Насколько законны правила, висящие в транспорте, если в них указаны какие купюры и монеты принимаются, а какие нет?

Незаконны. П. «ж» ст. 71 Конституции РФ относит установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию... к исключительному ведению Российской Федерации, а потому подобные правила не могут устанавливаться правовым актом субъекта, муниципального образования и т. п., если это прямо не предусмотрено в ФЗ (не говоря уже об актах органов исполнительной власти типа Комитета по транспорту и проч.). Ну и плюс уже упоминавшийся ФЗ «О Центробанке».


> Может ли кондуктор задержать пассажира, вынудить куда-то ехать для разрешения ситуации?

Разумеется, нет.


>Убытки, вызванные возникновением ошибки, должны возмещаться стороной, по вине которой возникла эта ошибка? Т.е., в случае неправоты кондуктора и отсутствия у него сдачи верно ли что убытки должен не потребитель нести в виде отказа от услуги перевозки, а кондуктор в виде "оплаты ему билета за счёт предприятия" или, скажем, высыланием квитанции по почте?

Пассажир должен заплатить, кондуктор должен дать сдачу и билет. Автобус должен везти по маршруту и останавливаться на остановках. Больше никто ничего делать в этой ситуации не должен.
Ст. 15 ГК РФ: «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». Однако убытки нужно доказывать.


>Обязан ли кондуктор назвать свою фамилию по требованию пассажира?

Эти вещи регулируются внутренними правилами перевозчиков, либо актами соответствующих органов местного самоуправления (субъектов федерации). Тем не менее, у вас в любом случае должна быть возможность убедится, что перед вами именно кондуктор. Соответственно, у него должна быть либо какая-то форма, либо жетон, либо удостоверение. В федеральном законодательстве об этом ничего нет. Ссылок на конкретные нормы не дам.
Тем не менее, запомнить/записать номер автобуса и время проезда будет более чем достаточно, чтобы в случае необходимости идентифицировать кондуктора.


>Если кондуктор, не найдя сдачи, даёт пассажиру ехать бесплатно, является ли такой проезд безбилетным, или он уже считается оплаченным?

Такой проезд является безбилетным, поскольку фактически вы его не оплатили.


>Относится ли всё вышеизложенное к коммерческому транспорту?

В полной мере. Законодатель в этих вопросах не делает различий между перевозчиками в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности и т. п.


>Какие меры наказания могут последовать кондуктору который хамит пассажиру, отказывается принять деньги, выдать сдачу, или пытается ссадить на ближайшей остановке?

Во-первых, дисциплинарная ответственность (санкции со стороны работодателя). Соответственно, можно жаловаться в автопарк.
Во-вторых, можно обратиться в соответствующий местный или региональный орган исполнительной власти, занимающийся общественным транспортом (в Питере, например, Комитет по транспорту Администрации СПб). Они могут «настучать по голове» — например, предложить автопарку применить то же дисциплинарное взыскание.
В-третьих, возможно, в конкретной ситуации будет и административная ответственность, но квалифицировать по КоАП с такими общими исходными данными не буду.


Также вопрос по поводу "мошенников". Да, бывают люди, специально пользующиеся тем, что у кондуктора скорей всего не найдётся сдачи и они проедут бесплатно.
Но на сколько в действительности они являются мошенниками?
Ведь они ни единого закона не нарушают? Они всего лишь пользуются "дырками" в нём, а вернее, ошибками представителя услуг транспортной перевозки, не имеющего нужного количества сдачи и не желающего тратить время на разрешение ситуации согласно установленным правилам.


Эти действия незаконны. Я бы квалифицировал их как «злоупотребление правом» (ст. 10 ГК РФ). Но привлечь к ответственности в этом случае довольно сложно, боюсь, практически невозможно.


В случае возникновения ситуации с отсутствием сдачи, каковы должны быть действия пассажира/кондуктора?

Самый сложный вопрос. Попробуем по порядку.


А. Вы хотите проехать на автобусе. Для этого вы заключаете договор перевозки пассажира.
Ст. 786 ГК РФ: «1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения<…>; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.<…>
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом<…>.»
Соответственно, у автопредприятия есть обязанность вас везти по маршруту, а у вас —обязанность оплатить проезд. В удостоверение оплаты проезда вам обязаны выдать билет.

Б. Вы протягиваете пятитысячную купюру. В соответствии с уже указанными выше нормативными актами вы имеете право расплачиваться этой купюрой, а кондуктор обязан (опускаем некоторые детали): принять у вас деньги, пересчитать, назвать полченную сумму, назвать сумму сдачи, вручить вам билет и сдачу.

В. У кондуктора нет сдачи, хотя он обязан ее иметь (а точнее, автопредприятие должно обеспечить кондуктора разменными деньгами). Высадить или задержать вас кондуктор не имеет права. Разумным представляется такое развитие событий: кондуктор оставляет вас в покое, и вы едете со своей пятитысячной купюрой. Но ваше обязательство оплатить проезд сохраняется (ст. 407, 408 ГК РФ). Так что если у кондуктора во время поездки появятся разменные деньги, то надо немедленно за билетик заплатить.

Г. О, ужас! Пришли контролеры. Ваш проезд — безбилетный, обязательство по оплате проезда не исполнено. Хочу отметить, что порядок контроля оплаты проезда в городском общественном транспорте, а также ответственность за безбилетный проезд КоАП не регулируется, но соответствующие нормативные акты должны быть во всех субъектах РФ.

С учетом процессуальных требований КоАП, как правило, все это должно происходить следующим образом. Контролер составляет протокол об административном правонарушении и вручает вам копию — он обязан это сделать, поскольку факт безбилетного проезда налицо. Помните, взимание штрафа на месте незаконно! Вас уведомляют о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (в СПб такие дела рассматривают соответствующие должностные лица Комитета по транспорту). Вы туда приходите и объясняете, почему не оплатили проезд, что нет вашей вины, а, следовательно, нет состава административного правонарушения. Или не приходите, и тогда дело рассматривается в ваше отсутствие.
Выносится какое-то решение. Привлечь или не привлечь вас к административной ответственности. Это решение можно обжаловать в судебном порядке.

Д. Ну а поскольку обязательство оплатить проезд до сих пор не исполнено, автопредприятие, в любом случае, вправе требовать от вас его исполнения. Можете исполнить его добровольно и получить билет. :) Ну или добро пожаловать в суд. :) Суд взыщет с вас стоимость проезда и судебные издержки.
Ну пункт Д, учитывая цену вопроса, выглядит смешно. Но, на мой взгляд, по закону все должно быть примерно так.


В заключение все ж таки соглашусь с теми, кто указывал на этическую сторону вопроса. Автопредприятие даже при огромном желании не сможет предусмотреть ситуацию, когда, скажем, в автобус войдет двадцать человек с пятитысячными купюрами. Ну хорошо, не двадцать, пусть три. Ведь согласитесь, это запросто может случиться…

Поэтому мое мнение таково. Конечно, отстаивать свои законные права необходимо. Но все-таки постарайтесь по возможности, прежде чем сесть в автобус, обеспечить себя необходимой мелочью.

Хотя теперь это не такая уж и мелочь. 18 рублей социальный транспорт и 22—28 коммерческий (СПб). Так что да здравствует велосипед! :)
Tags: Аналитика, Права потребителя, Транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments